пятница, 30 ноября 2007 г.

Чему мы учим своих детей

Недавно прочитала вот такие юмористические наблюдения.

Мама учила меня УВАЖАТЬ ЧУЖОЙ ТРУД:

"Если вы собрались переубивать друг друга - идите на улицу, я только что полы вымыла"

Мама учила меня ВЕРИТЬ В БОГА: "Молись, чтоб эта гадость отстиралась".

Мама учила меня МЫСЛИТЬ ЛОГИЧНО: "Потому что я так сказала, вот почему".

Мама учила меня ДУМАТЬ О ПОСЛЕДСТВИЯХ: "Вот вывалишься сейчас из окна - не возьму тебя с собой в магазин!".

Мама объяснила мне ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: "Если ты сейчас же не перестанешь реветь - я тебя отшлепаю".

Мама учила меня ПРЕОДОЛЕВАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ: Закрой рот и ешь суп".

Мама научила меня СТОЙКОСТИ: Не выйдешь из-за стола, пока не доешь'.

Мама учила меня НЕ ЗАВИДОВАТЬ: "Да в мире миллионы детей, которым не так повезло с родителями, как тебе".

Мама учила меня СМЕЛО СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ: "Ну погоди, дома я с тобой поговорю".

Мама научила меня ОСНОВАМ САМОЛЕЧЕНИЯ: Если не перестанешь косить глазами - на всю жизнь так останешься".

Мама научила меня ЭКСТРАСЕНСОРИКЕ: Надень свитер, я же знаю, что тебе холодно!"

Мама научила меня КАК СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ: "Если не будешь есть овощи - никогда не вырастешь".

Мама преподала мне ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ : "Это у тебя все от отца!"

Мама научила меня ВЫСШЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ: "Чтоб твои дети были такие же, как ты!"

Пока читала, смеялась. А потом стало грустно.

Чему мы учим своих детей? Какие жизненные установки им даем?

Сомневаюсь, что они ведут к успеху, уверенности в своих силах, к осуществлению мечты.

А главное, ведь мы запускаем процесс дупликации неуспеха – сами, своими руками.

Все мы, по крайней мере, сетевики, знаем: неуспех, как и успех, начинается в голове, в мышлении. А в чем обнаруживается мышление? Очевидно – в словах. Слово – не просто безликий значок, каждое слово вызывает в сознании определенный ассоциативный ряд, ведь слово – это носитель и хранитель информации, накопленной веками. Каждое слово приводит с собой свои, ему присущие образы и чувства. Слова, много раз повторенные, формируют ту самую смысловую среду, в которой плещется человек – среду успеха или провала, достижения или поражения.

И это еще большой вопрос, сумеет ли этот выросший ребенок за фразой «Закрой рот и ешь суп» разглядеть, что мы желали ему добра и хотели научить преодолевать невозможное. Вернее, статистика говорит о том, что скорее всего не сумеет, именно поэтому так много в мире талантливых, жизнерадостных, ярких детей – и так много серых и погрязших в рутине и серости взрослых.

А ведь это так просто, перестать оправдывать свое нежелание думать о последствиях своих поступков («как наше слово отзовется») расхожей отговоркой «ну так ведь было всегда». Всегда детьми манипулировали и шантажировали различными глупостями, били по самооценке – не будешь есть морковку, значит ты плохой мальчик и вообще я тогда с тобой разговаривать не буду. Ну и что дало это всегда?

А ведь это так просто: говорить ребенку не: «Смотри, не упади», а – «Крепче держись!». Обойтись без обвинений. Перестать сравнивать ребенка с кем-то, а сравнивать с ним же самим, подмечая его успехи, его достижения, воспитывая не очередного завистливого неудачника, а человека, строящего свою жизнь самостоятельно без оглядки на чужое мнение.

«Один из великих полководцев справедливо заметил: сражения выигрываются или проигрываются задолго до первого выстрела, в нашем сердце. Жизнь есть бой, сражение! И мы каждый день сражаемся, сражаемся прежде всего сами с собой, со своей трусостью, со своей неуверенностью, со своими мыслями. И в этом великом сражении очень мало людей, которые нам помогают, которые протягивают нам руку и говорят: «Ты сможешь! Ты великий! Ты сильный!» В основном нам говорят совершенно другое: «Не высовывайся! Не мечтай! Не рискуй!» И конечно, все это говорится от самых близких людей, из самых добрых побуждений. – Владимир Довгань»

Давайте будем своим детям союзниками!

Комментариев нет: